Ассистент
Получив диплом, я не на день не прерывая работы, была приглашена на кафедру технической литературы
ассистентом сразу по нескольким специальностям - алфавитный каталог, теория библиотечного дела,
патентоведение, библиотечно-библиографическое обслуживание специалистов народного хозяйства.
Не имея опыта практической работы, бегала на лекции ведущих преподавателей, конспектировала, много
читала специальной литературы. Окружающие говорили - если выдержите первый год, то потом будет легче
и не так страшно. Как ассистент вела семинарские и практические занятия, писала рецензии на
контрольные работы и даже принимала зачеты. На дневном отделении работать было легче.
А вот на вечернем и заочном мною овладевал страх. В те годы на вечернюю и заочную форму обучения
принимали только работающих по специальности. От любого вопроса дрожала как осиновый лист.
Учебная часть
В 1972 году новый ректор Зазерский Е.Я. предложил работу в учебной части,
объяснив, что меня рекомендуют прежние начальники как ответственного и добросовестного работника.
Когда получила приглашение на прием к новому ректору, перепугалась страшно. "Я же ничего не нарушала,
замечаний по работе не имею, конфликтов со студентами и преподавателями тоже. Зачем же меня вызывают?"
Зазерский Е.Я. спросил меня: кто, откуда, где работала раньше, поинтересовался семейным положением и
задавал другие вопросы. Коротко рассказала своюбиографию. И тогда он объяснил причину вызова,
которая привела меня в трепет. Он предложил работу в учебной части. Это был и есть самый трудный участок
работы, как в любом учебном заведении.
Естественно, я стала отказываться, ссылаясь на отсутствие опыта по составлению расписаний, подчеркнув
критическое положение с аудиторным фондом и т.д.
"Ну вот, а ты говоришь не имеешь опыта. Твою кандидатуру предложили все, у кого работала в подчинении,
убеждая в твоей ответственности, добросовестности, аккуратности. Ты знаешь специфику не
только библиотечного факультета, но и то, что не перепутаешь "Теорию музыки" с "Историей
музыки", следовательно и факультет культуурно-просветительной работы (КПР) тебе знаком.
Я новый человек и нуждаюсь в поддержке и преданности кадров. Поработай хоты бы год, потом
переведу, куда захочешь".
"А каковы гарантии? - нагло брякнула я. "Слово ректора, вот гарантии!" От моей наглости он аж подскочил
на стуле.
В учебной части была большая текучесть кадров и добровольно работать там никто не хотел, да и зарплата
не соответствовала объему и отвественности за учебный процесс. Было много трудностей, связанных с
расположением структурных подразделений, находящихся в разных концах города: Дворцовая наб., д.2\4,
ул. Халтурина, д. 7, 4-я Красноармейская ул., д. 1\33 (заочное отделение, факультет повышения
квалификации, Рабфак, подготовительные курсы), Дом Молодежи на Петроградской стороне, Ланское
шоссе, д. 9 (общежитие, кафедра хореографии, Спортивный зал, кафедра гражданской обороны, кафедра
информатики), арендуемые помещения на канале Грибоедова в ДК Ленсовета и др.
При составлении расписания необходимо было учитывать тьму всяких нюансов: наличие инструментов для
музыкальных предметов, время для перемещения студентов и преподавателей с одного адреса на другой,
занятость преподавателей на разных формамх обучения (дневное, вечернее, заочное), занятость
преподавателей, работающих на разных факультетах и т.д. Под сильным давлением, а главное обещание
перспективы, вынуждена была согласиться.
Зазерский Евгений Яковлевич
Партийная работа в Обкоме наложила отпечаток диктаторского руководства нового ректора.
Вначале сотрудники боялись, присматривались, но видя, как стал меняться институт в лучшую сторону и как
много делает ректор, используя бывшие связи, перестали бояться его. Стали создаваться новые факультеты,
специализации, новые кафедры. Огромное внимание стало уделяться подбору высококвалифицированных кадров.
В институте стали преподавать профессора из Консерватории, Театрального института, института им. А.И.
Герцена.
Был создан второй Специализированный Ученый Совет по защите докторских диссертаций, увеличился
контингент иностранных студентов, создана база для размножения учебно-методических материалов (ротапринт),
положено начало строительства нового 16-ти этажного студденческого общежития на Ленской ул. (Дом студентов)
и еще много добрых дел, способствующих укреплению претижа института, который в 1977 году стал называться
институтом культуры, затем Академией культуры, ныне - Университет культуры и искусств.
Зазерский нетерпимо относился к подхалимам, карьеристам, пьяницам.
Помню, группа преподавателей, членов агит-бригады, выехала сопровождать теплоход по Волге. Закончив
концерт, преподаватели собрались повеселиться в своей каюте. Подвыпив, один из музыкантов выбросил за
борт матрац. Была объявлена команда "Человек за бортом". Получив письмо из турагенства, ректор немедленно
уволил зачинщиков. И никакие просьбы коллег, профкома, даже звонки из Консерватории не помогли.
"У меня идеологический ВУЗ, в котором нет места пьяницам-педагогам."
Другой случай связан с именем известного ленинградского композитора, у которого в довольно зрелом
возрасте родился ребенок. Возле Московского вокзала он с приятелем выпил и стоял на остановке. Его
забрали в отделение и прислали в институт протокол. Весь институт ходил просить за этого композитора,
подключился Союз композиторов. Ничего не помогло. Он был немедленно уволен.
При таком ректоре никаких вечеринок и попоек в институте старались не устраивать. Если только тайком и в
отсутствие ректора.
Но коллективные праздники, проходящие по линии профкома были. На них всегда присутствовал ректор.
Проходили эти праздники в арендованных залах: Дом писателей, Дом Театральных деятелей, Дом Архитекторов,
Дом Журналистов, Зал Ленсовета, разные Дома культуры. Кроме приглашенных артистов принимали участие и
творческие кафедры института: академический хор (проф. Полтавцев И.И.), кафедра хореографии
(проф. Брегвадзе Б.Я.), театральное отделение, оркестр народных инструментов(Селицкий Н.М.),
выступления талантливых студентов: пантомима, певцы, танцоры, чтецы.
Козни Абиловой
Работая в учебной части подчинялась Абиловой Зибе Ибрагимовне. Вот где пришлось пройти настоящую школу
злословия. Она была настоящей интриганкой. Могла столкнуть близких друзей, наклеветать на безвинных,
собрать все слухи и придать им негативный смысл. И делала это коварно и хитро.
Пожилых преподавателей с больными ногами и плохим зрение ставила в аудитории, куда надо было подниматься
по крутым многочисленным лестницам.
Имеющих маленьких детей ставила на занятия в 8.30 утра - чтобы веселее сдавали детей в садик.
Живущих за городом ставила либо на самое утро или на поздний вечер.
Часто делала "окно" для преподавателя - и уйти нельзя, и домой не успеешь съездить.
И при этом дежурила на проходной, чтобы поймать опоздавших и доложить проректору по учебной части.
Абилова пыталась передать эти хитрости и мне, говоря, что это укрепляет дисциплину. Видя, что бесполезно,
начала действовать и против меня.
Зная, что муж намного старше меня и болезненно ревнив, стали искать малейшую возможность нагадить.
Если Николай Модестович не заставал меня за рабочим столом, она как-бы вскользь, мимоходом говорила:
"Да он вышла с таким-то (называя мужскую фамилию). И уже давно".
Николай хватался за валидол, а она потирала руки от удовольствия. Особенно ее раздражало, когда мою
работу замечали и отмечали в приказах. Это приводило ее в ярость. Бегала по своим друзьям, выпрашивая,
чтобы повлияли на ректора и ей тоже объявили благодарность. А когда мою фотографию поместили на Доске
почета - то даже заболела. Злило и то, что институт закончила с отличием. Не оставила меня и тогда,
когда я стала преподавателем. Первые часы в 8.30 утра и последние в 20.30 доставались мне.
Ее плодотворная работа была видна только во время вступительных экзаменах в приемной комиссии.
Она пускала в ход все явные и неявные ходы, чтобы устроить своих земляков в институт. Сколько
азербайжданцев благодаря ей получили дипломы - один аллах знает.
В 70х годах заболела Позднякова - мой ангел-хранитель. Когда поправилась - работала в Управлении
культуры, потом директором Театра Юных зрителей. А после театра опять вернулась в институт и долгие
время возглавляла кафедру детской литературы.
|
|