Главная  Содержание  Родня  Оккупация  Эвакуация  Освобождение  3 дивизия  Возвращение  В Волхове  Еда  В школу  Школьные годы...  Тетя Тася  В няньках  Юность  Замуж  Псковская  Сыктывкар  Уборщица  НИИ педагогики  Тисколово  Лаборант  Вечерняя школа.  Институт.  На Кавказе  Струев А.И.  В институте и дома  Дипломы  Литва  Чехословакия  Кооператив  Студенты   В институте  Николай  Учебная часть  Практика  ЛМЗ Киров, Калининград  Аспирантура  Соловьев-Седой  Люди и события  Совхоз  Курганский  Болезнь  Одесса  Тбилиси и другие  Порошин  Личное  Люди






в институте


выпускники


 

Случай на БАМе

Один из выпускников по собственному желанию захотел распределиться на БАМ. Был он детдомовский, жил в общежитии. По ночам подрабатывал грузчиком на Московском вокзале, т.к. кроме стипендии рассчитывать было не на кого. Учился хорошо, занятия старался не пропускать, хотя на первой лекции часто спал. До поступления в институт работал где-то строителем на Севере.
На БАМе собирался подработать и получить какое-нибудь жилье. На институтских вечерах играл на гитаре, неплохо пел репертуар Тома Джонсона. Комиссия по распределению была рада такому благородному и патриотическому порыву. Отдел кадров БАМа направили его бригадиром по строительству железной дороги. Временное жилье, как и у всех, вагончики. В подчинении у него оказались зэки. Под охраной, конечно. Узнав, что бригадир из Ленинграда, играет на гитаре, поет, прониклись к нему уважением и симпатией.
"Ты, вот что, бригадир, руки побереги, болты и гайки сами прикрутим. А ты нам рассказывай про Ленинград, музеи, пригороды, где Пушкин бывал и кого тр...л. За что этот засранец, как его, Хренкерен, убил его. Неужели из-за этой прошмандовки? Не боись, план выполним. Только побольше рассказывай".
К великому ужасу выпускника, он понял, что почти ничего не знает о Ленинграде. Мало куда ходил, мало что видел. Старался учиться, чтобы не остаться без стипендии. и работал... Вскоре прислал товарищам-ленинградцам слезное письмо с просьбой выслать открытки с видами Ленинграда, справочную литературу, альбомы, диапроектор с фильмами о ленинградских музеях и все, что можно о Ленинграде.
"Иначе, вместо болтов и гаек забьют мне осиновый кол".
Конечно, товарищи выполнили просьбу, а мы, иногородним студентам посоветовали побольше узнавать о городе, где они учатся и рассказывали об этом студенте. Как сложилась его судьба, не знаю, но урок поучительный для всех.

Саша Гинзбург

В 60-70-г.г. на факультете научно-технических библиотек функционировали и другие специализации: медицинская, сельскохозяйственная группы. На производственную практику в библиотеку 1-го медицинского института направила студента Гинзбурга Сашу. Практика по предмету "Фонды и каталоги". По программе студенты должны обрабатывать новые поступления книг, сделать правильное описание для систематического каталога, написать аннотацию и т.д. Для этого книгу непременно нужно изучить "де визу", т.е. непременно подержать в руках, перелистать, т.е. иметь представление, о чем идет речь.
Не знаю, в какой семье воспитывался Саша, можно только предположить, что он не знал многих вещей, в частности, откуда берутся дети. Нынешние детсадовцы это знают точно. Ему попадается книга "Причины половой холодности". Нужно определить, в какой раздел систематического каталога ее поставить. Как рассказывает зав. отделом, Саша с любопытством стал разглядывать картинки, не пошел на обед, т.к. никак не мог оторваться от книги и ее содержания. Надо сказать, что любая отраслевая библиотека в составе своего фонда имеет не только литературу по профилю, но и общественно-политическую, спортивную, детскую и т.д. Просидев над книжкой полдня, Саша поставил эту книгу в раздел "Умелые руки".
Конечно, сотрудники библиотеки смеялись от души, но поскольку Саша был отличником, то и за производственную практику он получил отличную оценку.
С ним же был курьез и на сельскохозяйственных работах. Он не выполнял норму (20 ящиков моркови в день) и начальник лагеря предупредил: "Не будешь выполнять норму, будешь мыть сортир".
Конечно, этому интеллигентному мальчику норма была не под силу. Вместо поля начальник вдруг увидел его моющим туалет.
"Ты почему не на поле?".
"Вы же сами сказали мыть сортир. Двадцать ящиков мне не собрать, да и туалет не знаю как буду мыть. У меня в дыру упали очки, а без них я не вижу".
Мы попросили начальника лагеря снизить Саше норму, а еще будет лучше, если отправите его домой. Так и поступило лагерное начальство. Родители поинтересовались не будет ли это влиять на расположение деканата. Вот такие честные оказались евреи, а ведь могли бы и справку об освобождении добыть, что и делали некоторые.

Студенты

Студенческая жизнь многообразна и, проработав долгие годы, можно было бы вспомнить сотни всяких случаев.
Ограничилась теми, что были связаны непосредственно со студентами или моего потока, или моей учебной группы.
Читая лекции для студентов 3-го курса, обратила внимание, что за первый ряд садятся одни и те же: иностранцы и студентка из Кишинева Аня Песоцкая. Стоять возле них было невозможно, т.к. в воздухе витал запах алкоголя и еще чего-то. Не имея привычки стоять за кафедрой, уходила в конец аудитории. Удивлялась, почему иностранцы садятся за первые столы - ведь они все равно спят. Очень им интересно слушать лекцию "Крупская о библиотечном деле" или "История создания научно-технических библиотек в СССР"!. У них совсем другое на уме.
А вот у Ани Песоцкой поинтересовалась, почему от нее всякий раз несет алкоголем. Она совершенно спокойно объяснила, что страдает гипотонией и перед занятиями каждый день принимает по 20 гр коньяка, который ей присылают родители из Молдавии, что об этом знает деканат. В деканате подтвердили сей факт и посоветовали студентке не садиться в первые ряды (дабы не искушать преподавателей!).

В 60-70 г.г. в институте проводились разного рода кампании: против курения (статья в "Вечернем Ленинграда - "Библиотечный в дыму"), против ношения брюк и т.д.
Перед аспиранткой из Швеции закрывают турникет. На плохом русском языке аспирантка спрашивает:
"Почему?".
"В брюках пускать не велено" - отвечает вахтер.
"А что мне делать?"
"Снять брюки" - бесстрастно советует вахтер.
"А как же мне пройти без брюк?" - еще больше удивляется бестолковая аспирантка.
Студенты объяснили в чем дело и недоуменная аспирантка поехала в общежитие переодеваться. Декану причину опоздания объяснила, а заодно сказала, что в Швеции всем позволительно ходить в брюках. Это удобно и практично с учетом северного климата. Да и в Европе ходят в брюках кто хочет. Другое дело - театр. Тут уж требуется вечернее платье.

Наглядный пример

Читаю студентам лекцию "Количественные и качественные изменения в структуре рабочего класса СССР". Студенты уже были на производственной практике в различных библиотеках и в лекции стали ворчать: "Ох, уж эти рабочие. В обеденный перерыв приходят в библиотеку в рабочей одежде, грязные рукавицы кладут на стойку абонемента, Бензином от них пахнет так, что приходится проветривать помещение. Страницы перелистывают, слюнявя пальцы. А берут то всего-навсего детские книжки, в лучшем случае детективы. Вид литературы не могут отличить от типа литературы, а еще висят на доске почета, как знатные рабочие-изобретатели или рационализаторы. Если бы они действительно были изобретатели, то спрашивали бы патентную литературу или журнал "Открытия. Изобретения. Товарные знаки. Промышленные образцы". В крайнем случае реферативный журнал "Информатика".
Услышав подобные разговоры, решила следующие практические занятия провести на базе крупного промышленного объединения. Выбрала мою любимую базу - "Ижорский завод", благо сама имела пропуск и договориться о проведении занятия не представляло особого труда, зная к тому же, что тогдашний директор завода Тупицын с уважением относился к нашему институту, получив хороших выпускников в библиотеки завода и Центр информации. Перед собой поставила задачу - поближе познакомить студентов со всем производственным циклом, показать рабочий класс на своих местах и тем самым изменить этакое снобистское отношение к рабочему классу - главной производительной силы страны, вызвать уважение к тем, кто создает материальные ценности.
Деканат разрешил дать мне на практические занятия целый учебный день, завод оформил пропуска студентам и выделил инженера - сопровождающего мою группу. Так мы оказались в Колпино.
Прослушав краткие наставления по технике безопасности двинулись по территории завода. Студенты ахали от масштабов предприятия. Так, например, дорога от одного цеха к другому занимала полтора часа на заводском внутреннем автобусе.
Первоначально инженер привел в цех, в котором закладывают шихту, потом по технологической цепочке - выплавка стали. Нам всем дали темные очки, и мы наблюдали непередаваемое зрелище - выплавки металла.
Затем разлив стали в изложницы. Из лаборатории тут же сообщали марку стали. Студенты очень были удивлены, что для каждой выплавки монтируется новая печь, а старая разбирается. Все это быстро, до автоматизма. Затем повели в цех прокатки стали. Тоже незабываемое зрелище. Ну и далее по технологии - до изготовления изделий, которые, как объяснил инженер, в основном, идут заграницу.
В цехах формовки, шлифовки, фрезеровки, где можно было на секунды отвлечься, рабочие, утерев пот и сопли, поглядывали на моих девочек-красоток, подмигивая им. Это было зимой, я предупредила, чтобы девушки не надевали меха и дорогих одежек, зная, что может попасть искра или зацепятся за что-нибудь. Ну куда там! Девочки пришли как на экскурсию.
Считаю, что задачу свою выполнила и цель была достигнута, т.к. на заключительном семинаре услышала то, что хотела.
"Галина Ефимовна, мы вам благодарны за организацию практических занятий на Ижорском заводе. Мы никогда не будем смотреть на рабочих так, как это делали раньше. Наоборот. Находясь на следующих практиках, будем заранее брать у рабочих заявки на любую литературу. А то, что берут детскую, мы поняли, это для детей, а может и для внуков. Они устают на работе, и ходить в библиотеки им некогда".
Итак, лучше один раз увидеть...
К слову сказать, студентам-иностранцам пропуска не выписали и мы как-то перед ними выкручивались совместно с деканатом. Для них организовали экскурсию во Всесоюзный институт растениеводства на Исаакиевской площади (ВИР).

Принимаю зачет по своему предмету. В аудитории появляется молодой человек в длинном модном пальто. В руках журнал с голым сексом на обложке.
Спрашиваю:"Что вам надо, молодой человек?"
"Да вот, пришел сдавать вам зачет".
"Но я вас никогда не видела!".
"Я вас тоже", - отвечает без тени смущения. Оказывается, чей-то внук, решивший, что сработает известная фамилия бабушки.

Вызывает декан вечернего отделения Соловьева Екатерина Васильевна.
"Галина Ефимовна, вы пишете строгие рецензии на курсовые работы. У меня к вам просьба, напишите рецензию помягче студентке Кудриной, вы ее руководитель. Она жена высокопоставленного чиновника. Сделайте, пожалуйста, снисхождение".
"Кудрина хорошая студентка, не пропускает ни занятий, ни консультаций. Рецензию она получит положительную без всяких снисхождений".
Оказывается, она жена нынешнего министра финансов (тогда он работал в Ленинграде). В институте учились дети разных высоких чиновников. Так, например, моей студенткой была Валентина Ивановна Спиридонова, жена члена политбюро. В прошлом она была, так же как и я, фабричной рабочей. Получив отличную оценку, она призналась, что предмет не знает, т.к. никогда не работала в библиотеке и по списку обязательной литературы читала только устаревший учебник. Я успокоила, сказав, что у Ивана Васильевича (мужа) будет лишний повод выпить. Наблюдая по телевизору и видя, что он всегда спит, поинтересовалась, почему? Оказывается, у него болезнь "сплин". Вот и спит. Хотя, видя заседания политбюро, можно было подумать, что у всех членов "сплин", кроме шпионов, которые даже закрыв глаза, не спят!

Случай с ректором

Иногда бывали курьезные истории и с нашим любимым ректором Зазерским Е.Я.
Историй было много, но они не всегда и не всем были доступны.
Возвратясь из очередной поездки из-за границы (из Польши), ректор стоял в вестибюле возле турникетов, пребывая в прекрасном настроении после сообщения на Ученом Совете о результатах поездки (с Польшей нас связывал обмен студентами). Через турникет проходит хорошенькая студенточка и ректор, не выдержав, хлопает рукой по ее попке.
"Хулиган!" - закричала стуентка.
"Какой хулиган? Я ректор!" "А если ректор, тогда дурак!". Окружающие были ошеломлены. Что теперь будет с этой студенткой? Обозвать ректора, профессора - дураком. А ничего не было. Студентке, в порядке исключения было разрешено сдавать экзамены экстерном и закончила она институт не за 5 лет, а за 4 года! Как вовремя подвернулась ее аппетитная попка под руку ректора. Ну повезло человеку.

Нарусова

На кафедре истории преподавала Людмила Борисовна Нарусова. Лекции она читала прекрасно и студенты бегали даже с других потоков. Как-то в учебной части она попросила методистов не ставить ей занятия в 8.30 утра, т.к. она должна проводить в школу дочку. Методисты об этой просьбе донесли ректору.
Встретив Людмилу Борисовну в холле, ректор стал отчитывать:
"Что ты распоряжаешься в моем институте? Думаешь, что жене Собчака все позволено? Будешь ходить на работу по расписанию!".
Надо быть Нарусовой, чтобы не побояться ректора.
"Почему вы называете меня на "ты?", я не пила с вами на брудершафт!"
. И тут появляется в газете небольшая, но хлесткая заметка "Ректор института культуры - хам!". Когда методистам посетовали, что не надо было информировать ректора о просьбе Нарусовой Л.Б, все-таки девочка школьница можно это и учесть и пойти навстречу, на что они ответили:
"Нам приказано все докладывать, что касается Нарусовой. Опоздания там, или еще чего".
В душе все сослуживцы сочувствовали Л.Б.

Студенты

Студентка дневного отделения Мерзоян в который раз не может сдать зачет по Советской литературе проф. Акимову В.М. Наконец она надоела профессору и он предложил подготовить конкретный вопрос по произведению Платонова "Котлован". Для нее что котлован, что канава, все равно. Да и прочитать такое сложное произведение времени нет. Не сдашь зачеты, не допустят к экзаменам.
Пришла жаловаться ко мне на кафедру. Объяснила ей, что произведение читала давно, подробности плохо помню. Усвоила только главную для себя мысль, что социализм не может быть построен, если в его фундаменте заложен труп ребенка. Эту мысль студентка и поведала преподавателю.
Чтобы как-то создать хотя бы видимость сдачи зачета, Владимир Михайлович в качестве дополнительного вопроса просит коротко ответить на вопрос по произведению Ч.Айтматова "Прощай Гюльсары". Студентка отвечает, что произведение про любовь и что-то мямлит еще.
"Про чью любовь?". "Ну, Гюльсары и этого... как его, забыла имя".
Только после зачета она узнала, что речь шла о лошади. "Обязательно после сессии прочитаю, говорят интересно".

Студентка дневного отделения заканчивает институт с отличием (год не помню). Деканат дает мне поручение: обзвонить всех выпускников и узнать, как они трудоустроены. Была боязнь, не пойдут ли наши выпускники на биржу труда. Невостребованность очень отрицательно влияет на статус института. Кафедра социологии и психологии чтения является выпускающей и я, с кафедрального телефона начинаю обзванивать студентов. Естественно, днем они на работе и начинаю выспрашивать у членов семьи. Напротив сидит зав. кафедрой профессор Крейденко Владимир Семенович.
Попадаю на одну мамашу, спрашиваю, где работает ее дочка. Она не знает где, но знает, что работает и приходит поздно. Завязывается разговор из которого узнаю, что мама тяжело больна, не встает с постели и не справляется с естественными надобностями. Говорит, что очень жаль дочку, т.к. после работы ей приходится возиться со стиркой, готовкой и т.д.
Узнаю, что маме всего 46 лет и в больницу ее уже не берут. Сразу возникает мысль хоть как-то поддержать мамочку. Говорю, что вы воспитали очень хорошую дочь, что она отличница, гордость нашей кафедры и факультета. Блестяще защитила дипломную работу и члены государственной комиссии отметили ее работу как особо выдающуюся и сказала еще много добрых слов.
Отметила, что Наташа никогда о своих бедах не говорила ни подругам, ни в деканате. Мы даже не знали, как ей тяжело приходится. "Да, она никому не станет жаловаться, да и кто поможет? Муж из-за моей болезни оставил нас", - и она горько заплакала. Слова утешения я нашла, а главное, попросила хоть как-нибудь облегчить участь девочки и попытаться вставать, чтоб дойти до туалета. Рассказала, что в одной московской семье видела, как немощной женщине дети по всему периметру квартиры провели перила и она научилась передвигаться, держась за эти перила. Женщина была так обрадована нашему разговору и о том, что Наташа гордость института, что пообещала попытаться встать и сходить куда надо.
Реакция зав. кафедрой, который слышал мой разговор, была такой: "Какая же молодец вы, Галина Ефимовна. Ну кому бы в голову пришло сказать такие слова утешения матери. Ну нет дома студентки и не надо. В другой раз перезвоню. А вы поинтересовались здоровьем и похвалили девочку. Что для матери может быть лучше? Спасибо вам за урок".

Где-то в 90-х г.г. учится на дневном отделении студент (фамилию не помню). Занатия часто пропускает т.к. вынужден подрабатывать водителем у какого-то начальника. Естественно, во время сессий испытывает затруднения. Не допускаю к экзамену и по своему предмету из-за пропусков и неотработки практических работ. Студенту грозит отчисление. И тут появляется его мама. Она преподаватель английского языка в школе. Объясняет, что воспитывает сына одна и если его отчислят, то немедленно заберут в армию. Я удивилась, что он еще не служил, т.к. внешне выглядел старше других студентов. Мама призналась, что в течение двух лет ей удается "отмазать" сына от армии в результате чего она вынуждена продать пианино и другие ценные вещи. Больше продавать нечего, зарплата учителя мизерная и она готова пойти на все, лишь бы уберечь единственного сына. Рассказала и о "приеме", на который пошла в последний визит работника военкомата.
Престарелая соседка была предупреждена, чтобы никому не открывала дверь, но та забыла и впустила представителя из военкомата и еще какого-то сопровождающего. Сын находился дома. Услышав разговор в прихожей, мамочка одни махом уложила сына в постель и легла рядом, повернув его курчавую шевелюру к стене. Военкому она объяснила, что не знает где сын, что у него есть женщина и дома он не бывает. "А кто это лежит на кровати?".
"Ну, знаете, я женщина одинокая, имею право на личную жизнь ...".
(Для достоверности слегка приоткрыв халатик!).
"Да, конечно, имеете право. Но как только объявится сын, немедленно пусть явится в военкомат. Мы все равно найдем".
После ухода, как рассказывала мама, они долго смеялись, а сын был поражен находчивостью мамы. Конечно, его не нашли (да он и не уходил никуда), а теперь ему около тридцати... Институт он закончил и благополучно работает переводчиком.

Дальше
Главная  Содержание  Люди 


Hosted by uCoz