Главная  Содержание  Родня  Оккупация  Эвакуация  Освобождение  3 дивизия  Возвращение  В Волхове  Еда  В школу  Школьные годы...  Тетя Тася  В няньках  Юность  Замуж  Псковская  Сыктывкар  Уборщица  НИИ педагогики  Тисколово  Лаборант  Вечерняя школа.  Институт.  На Кавказе  Струев А.И.  В институте и дома  Дипломы  Литва  Чехословакия  Кооператив  Студенты  В институте  Николай  Учебная часть  Практика  ЛМЗ Киров, Калининград   Аспирантура  Соловьев-Седой  Люди и события  Совхоз  Курганский  Болезнь  Одесса  Тбилиси и другие  Порошин  Личное  Люди

 

Аспирантура

В 1976 году по настойчивой рекомендации ректора института Зазерского Е.Я. поступила в целевую годичную аспирантуру с отрывом от производства, с сохранением оклада преподавателя кафедры специального библиотековедения.
На Ученом Совете факультета была утверждена тема диссертационного исследования:
"Рабочие-изобретатели - абоненты автоматизированной системы научно-технической информации".
Руководитель - зав. кафедрой научно-технической информации и технических средств проф. Соколов А.В.
Базой исследования определен Ижорский завод в г. Колпино.
Ижорский завод многоотраслевое предприятие. В пилотажном исследовании участвовали рабочие-изобретатели цехов атомного энергомашиностроения, деятельность которых дает высокий экономический эффект предприятию (цеха 4, 121).
В Бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ) выявляла фамилии таких рабочих, в Отделе научной организации труда (ОНОТ) собирала сведения о том самом экономическом эффекте. Со временем определился состав рабочих-изобретателей с которыми предстояло общаться посредством анкетирования, интервьюирования, визуально. В Научно-технической библиотеке были изучены формуляры рабочих с целью определения активности чтения научно-технической литературы и определения тематики запросов.
Применять эти методы исследования среди рабочих было довольно трудно. Общение могло про- исходить только в обеденный перерыв. Кто будет оставаться после работы ради какого-то эксперимента? Приходилось терпеливо разъяснять цель проводимой работы и беседовать с рабочими, жующими бутерброды и пьющими молоко. Чувствовалось, что они подозревают какой-то подвох.
"А, не читаем литературу по специальности? Не ходим в техническую библиотеку? Вот возьмут и понизят разряд, а то и 13-ю зарплату не дадут".
И давай врать. Да так, что будто они вообще из технической библиотеки не выходят и сидят там с утра до ночи. Не могла же я сказать, что изучила их библиотечные формуляры.
Приходя в эти совершенно засекреченные цеха, иногда слышала:
"Опять эта б... пришла". Ну в смысле баба.
И тут, как гром среди ясного неба, разыгрывается скандал. Да еще какой! Политический!
Из Горлита звонят ректору института Зазерскому и интересуются:
"Кто такая Мальцева? Кто допустил на Ижорский завод? Кто позволил проводить анкетирование? Как Мальцева проникла в 4-й и 121-й цех? Почему действия не согласованы с Горлитом?№ и т.д.
Ректор немедленно вызвал руководителя Соколова А.В. Как и что он объяснял ректору - не знаю. Только выяснилось, что изучая закодированную тематику запросов рабочих-изобретателей цехов 4-го и 121-го, можно раскрыть, какую продукцию выпускают в этих цехах и вообще над чем работают Конструкторском бюро в атомном энергомашиностроении. Во! Какая я оказалась разведчица! А мне такие мысли и в голову не приходили.
А как я попала на Ижорский завод? С помощью мужа - Селицкого Н.М. (он бессменно с 1933 года руководил оркестром Ижорского завода) и тогдашнего директора Л.В. Тупцина. Они были в прекрасных отношениях и все мои допуски были официально оформлены даже через первый отдел.
Обработав экспериментально собранный материал, умудрилась отослать в Москву в редакцию журнала "Научно-технические библиотеки СССР". Анонимный цензор прислал рецензию, отметив актуальность поднятой темы, сделал некоторые замечания и пожелание успеха. Отмечалось, что на производственном объединении "Ижорский завод им. А.А.Жданова изучена возможность информирования рабочих на базе функционирующей автоматизированной системы ИРИ для руководителей и специалистов: проведено изучение информационных потребностей и запросов группы рабочих-новаторов. А главное, сделан вывод о сближении информационных постребностей высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. Статья была опуликована в научном журнале. Это вам не блокнот агитатора!
Потом последовали и другие публикации, сообщения на институтских научно-методических и научно-практических конференциях. Увидев в студенческих курсовых и дипломных работах ссылки на мои статьи, меня просто распирало от чувства гордости за себя (никаких соавторских публикаций у меня не было). Все свое ношу с собой.
Приходилось и лично ездить в Москву в Государственную публичную научно-техническую библиотеку (ГПНТБ СССР) - орган, издающий ежемесячный сборник по вопросам теории и практики библиотечного дела (Кузнецкий мост, 12). Это когда необходимо было уточнить какие-то детали. Переписка занимала много времени. Мне же хотелось скорее, скорее! Что тогда стоило съездить в Москву? Ерунда. Билет дешевле не придумаешь, управиться можно за один день. Беседа с издателями страха не вызывала. Ведь материал собирала сама, обрабатывала тоже сама и потому ответить могла на любой вопрос.
Параллельно со сбором материалов для диссертации, посещала занятия в аспирантуре, ведь училась с отрывом от производства.
Слушала лекции прекрасных профессоров: Новикова А.И., Гончарова И.Ф., Дранкова В.Л. и др. Кандидатские экзамены сдала все на "отлично", кроме философии. Реферат по философии дал знакомый врач Неелов Б.Г. Что-то по проблемам чувственности. Он долго и упорно объяснял мне разницу между чувственностью и чувствительностью, беспокоясь, что на экзамене все-таки перепутаю.
Реферат мне зачли, а вот на устном были затруднения. С первым вопросом (Религия - опиум для народа) справилась.
Второй вопрос "Закон отрицания отрицания". Что-то мямлина, мямлила, сама ничего не понимая и, видя недоумение на лицах экзаменаторов, решила объяснить на примере. Стала рассказывать о Первой симфонии В.Калинникова, в которой он использовал параллельные квинты (Что, якобы, по законам теории музыки непозволительно). Римский-Корсаков, получивший партитуру, отметил это и в России этот концерт (кстати, прекрасный) успеха не имел. Когда же этот концерт прозвучал в Америке, имя Василия Калинникова узнал весь музыкальный мир. Во время экзамена даже пыталась напеть начало концерта (ну чем не Фрося Бурлакова!). Члены комиссии пошептались и отправили в коридор ожидать ответа. Была уверена, что я "блеснула". Не тут-то было. То-ли я не внятно объяснила, то-ли члены комиссии оказались тупыми (Это лучшие-то профессора!), но мне была поставлена тройка.
Зато большую радость испытала на экзамене по специальности - экзамена, которого боятся все аспиранты. В протоколе записано "отлично с отличием". Выше не бывает, хотя экзаменаторы строже которых тоже не бывает - декан факультета технических библиотек Манкевич А.И. и зав. кафедрой технической литературы Шехурин Д.Е.
Итак, аспирантура закончена, кандидатские экзамены сданы, публикации имеются. На заседании кафедры заслушали мой отчет о проведенной работе на Ижорском заводе, проанализировали протокол о сдаче всех кандидатских экзаменов и отметили, что диссертационное исследование готово на 75%. А дальше последовала полоса неудач.
Смена правительства, изменение политики, смерть Косыгина А. (генератора идеи о создании Научно-производственных объединений) и многие другие события начисто перечеркнули две главы диссертации, связанные как раз с созданием НПО и с количественными и качественными изменениями в структуре рабочего класса СССР.
Начинать все заново? Сколько еще лет уйдет на это? Руки опустились.
А потом события личного плана дополнили охлаждение к науке. На кафедре стала преподавать ведущую дисциплину на отделении научно-технических библиотек "Обслуживание специалистов - кадров народного хозяйства", ассистировала по другим предметам. Ученым Советом факультета была рекомендована на должность зам. декана по всем видам практик (Ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная). И занималась этим аж 26 лет!
Отсюда - знание ленинградских предприятий, учебных заведений, заводов, объединений, НИИ, военных академий, предприятий, учреждений.
Кто везет, тому везет! Помимо всех поручений назначили ответственной за государственное распределение выпускников (в те годы оно было государственным). Ничего, справилась.

Дальше
Главная  Содержание Люди 


Hosted by uCoz