Главная  Содержание  Родня  Оккупация  Эвакуация  Освобождение  3 дивизия  Возвращение  В Волхове  Еда  В школу  Школьные годы...  Тетя Тася  В няньках  Юность  Замуж  Псковская  Сыктывкар  Уборщица  НИИ педагогики  Тисколово  Лаборант  Вечерняя школа.  Институт.  На Кавказе  Струев А.И.  В институте и дома  Дипломы  Литва  Чехословакия  Кооператив  Студенты  В институте  Николай  Учебная часть  Практика   ЛМЗ  Киров, Калининград  Аспирантура  Соловьев-Седой  Люди и события  Совхоз  Курганский  Болезнь  Одесса  Тбилиси и другие  Порошин  Личное  Люди

 

Стажировка в Научно-технической библиотеке ЛМЗ.

Став ассистентом кафедры технической литературы, определили нагрузку, как и полагается ассистенту, 1400 часов. Распределением учебных поручений занималась Уварова Т.П. Увидев, по каким дисциплинам должна ассистировать, пришла в ужас: библиотековедение, история библиотечного дела, алфавитный и предметный каталоги, обслуживание читателей, патентоведение, стандартоведение и что еще не помню.
Это катастрофа. Я не справлюсь, даже имея хорошие конспекты. Кроме небольшой преддипломной практики, за спиной - ничего. Как можно преподавать, не имея практического опыта да еще по нескольким дисциплинам?
Сижу на кафедре и горько плачу. А вокруг ходят и ухмыляются недоброжелатели: "Ишь захотела из лаборантов стать преподавателем. Вот и получай. Диплом с отличием и работа методистом не помогут".
Единственным человеком, подошедшим со словами утешения, была лаборантка кафедры Роза Семеновна Кац. Положив руку на плечо, сказала: "Держись, мой мальчик. На свете два раза не умирать. Если выдержишь год, потом ничего не будет страшно". (Сечас Р.С. Кац живет в Израиле).
Стала бегать заново на лекции к ведущим преподавателям по дисциплинам, включенным в нагрузку. Как выдержала учебный год? Не знаю. Ухудшилось зрение, стала носить очки, поседела и постарела. Изучала специальную литературу, выписывала профессиональные журналы.
Особый страх испытывала на занятиях со студентами вечернего и заочного отделений. Эта форма обучения, в те годы, была только для работающих по специальности, т.е. студенты знали больше, чем их педагог.
А как учить тех, кто знает больше тебя? Как не уронить престиж кафедры? Как избежать рекламаций и жалоб студентов? Наверное, очень старалась, т.к. ни того, ни другого не было. И в дальнейшем тоже.

Как-то мимоходом ректор поинтересовался моими делами. Посетовала на трудности.
"А ты что думала? Преподавать в ВУЗе легко? Давай-ка направим тебя на стажировку набираться опыта. Посоветуйся с Гаккель М.М. (ведущий преподаватель по Обслуживанию специалистов) и выбирайте подходящую базу".
Марина Михайловна Гаккель, кан. пед. наук, доцент, ранее была зав. Научно-технической библиотеки Ленинградского Металлического завода. Она и посоветовала эту библиотеку. 4-х месячная стажировка дала многое: ориентироваться в фонде библиотеки, изучить состав фонда, ознакомиться с особенностями обслуживания различных категорий читателей, организаций и проведением массовых мероприятий, различной библиотечной документацией, отчетами. Коллектив библиотеки помогал мне во всем. Видя, как я боюсь выходить на абонемент, стояли кто-нибудь возле и тихонько давали советы. Даже читатели стали замечать меня.
Труднее всего было освоить расстановку фонда. Что такое Универсальная десятичная классификация (УДК) и Библиотечно-библиографическая классификация ББК) знала только по конспектам. Со временем освоилась и даже писала небольшие заметки в заводскую многотиражку.
Зав. библиотекой была Комарова Наталия Яковлевна. Она часто со мной беседовала и давала дельные советы, брала меня на комплектование. Мы вместе ходили в заводскую итээровскую столовую и она всегда уступали свои заказы на дефицитные по тем временам продукты. Такая система предварительных заказов существовала почти везде, также как и очередность на них.

Научно-техническая библиотека осуществляла шефство над библиотекой тюрьмы "Кресты", находившейся рядом на Арсенальной наб. Шефство заключалось в том, что один раз в месяц библиотека проводила Библиографические обзоры, выставляя литературу по освоению рабочих профессий, по Уголовному кодексу и по различным новинкам. В день проведения такого мероприятия начальник тюрьмы предоставлял свою машину, на которой отвозили литературу и сотрудников библиотеки.
В один из дней зав. библиотекой попросила за время ее отсутствия посидеть в ее кабинете и на телефонные звонки отвечать, что она в тюрьме, а за остальными приедут позже (имелось в виду за сотрудниками).
Раздается телефонный звонок и мужской голос спрашивает Наталию Яковлевну. Отвечаю:
"Она в тюрьме".
"И давно?"
"Недавно" (понятие растяжимое).
"А кто-нибудь еще?" - взволнованно спрашивает голос.
"А за остальными приедут позже".
"Ну и дела..." - сказала трубка и повесилась.
Никакого значения не придала этому телефонному звонку. Как просили так и отвечала. Оказывается, события после этого звонка разворачивались по-другому.
На вечер этого дня Наталия Яковлевна договорилась в одной из проходной вывести отходы на дачу своей приятельницы, тоже зав. НТБ Объединения "Пластполимер". Отходы не то щебень, не то опилки. Заплатила водителю, вахтеру, посреднику, который и звонил. После моих ответов цепочка начала распадаться. Одним словом, переполох наделала ужасный. Наталия Яковлевна ничуть не рассердилась, только хохотала над случившимся.
Закончилась моя стажировка, организовала "отвальную", получив хорошую характеристику и поблагодарив всех, кто мне помогал.

Дальше
Главная Содержание  Люди 


Hosted by uCoz