Главная  Содержание  Родня  Оккупация  Эвакуация  Освобождение  3 дивизия  Возвращение  В Волхове  Еда  В школу  Школьные годы...  Тетя Тася  В няньках  Юность  Замуж  Псковская  Сыктывкар  Уборщица  НИИ педагогики  Тисколово  Лаборант  Вечерняя школа.  Институт.  На Кавказе  Струев А.И.  В институте и дома  Дипломы  Литва  Чехословакия  Кооператив   Студенты  В институте  Николай  Учебная часть  Практика  ЛМЗ Киров, Калининград  Аспирантура  Соловьев-Седой  Люди и события  Совхоз  Курганский  Болезнь  Одесса  Тбилиси и другие  Порошин  Личное  Люди

институт


институт


студенты


газета


субботник  

Случаи из студенческой жизни

Проработав более 40 лет в одном учебном заведении, естественно, приходилось встречаться с самыми различными эпизодами студенческой жизни. Некоторые запомнились, другие забылись.

Как уже упоминала, студенты представляли все регионы Советского Союза. В то время было несколько институтов культуры и, конечно, студенты стремились в первую очередь в Москву и Ленинград.

Старосты

Старост групп назначали заранее, изучив личные дела. Критерий подбора был таков:
в первую очередь членство в КПСС, положительная партийная или комсомольская характеристика-рекомендация, возраст - чуть постарше обычного студенческого, высокий проходной балл, коммуникабельность определялась занимаемой должностью - зав. библиотекой, методист, зав. отделом библиотеки, лучше если зав. абонементом.
Ошибки в подборе старост были редки, выявлялось это только во время сессий. Учитывалось и место проживания старост, т.е. они должны были представлять определенный регион: Краснодарский, Ставропольский края и юг России; Северо-Запад, Карелия; Белоруссия, Украина; Республики Прибалтики и Калининград; Дальний Восток, Сибирь и т.д.

Отдельно выделялась группа Ленинграда и области. При деканате создавался "старостат", что-то вроде правления. Объяснялись функции старост и главная - помощь деканату и методистам во время учебного процесса и сдачи экзаменов. Выяснить "хвостистов", а следовательно, не допущенных к сессии, раздать рецензии на контрольные и курсовые работы, получить и вовремя сдать ведомости, следить за правильностью оформления зачетных книжек и т.д. Старосты проявляли заботу о своей группе и "болели" за них.

За два выпуска студентов-заочников очень хорошо запомнила старост:
Бобылева Людмила Александровна - грузинка из г. Грозного. Работала методистом в Республиканской библиотеке ЧИАССР. (Окончив успешно сессию, предложила мне:
"Галина Ефимовна, если вам нужно будет что-нибудь по нефти и газу, обращайтесь только ко мне"). А нефть и газ мне о-ч-е-н-ь были нужны!
Кузютина Валентина из Симферополя. Работала зав. библиотекой в техникуме;
Стройновская Галина Петровна из г. Барановичи, работала зав.библиотекой в строительной организации;
Власова Римма Петровна, зав. научно-технической библиотекой Челябинского машиностроительного треста;
Баранова Валентина Васильевна - зав.городской библиотекой г. Лермонтова;
Иванова Нина Ивановна - зав детской городской библиотекой г. Майкопа;

Наибольшую симпатию вызывала староста Соломина Эльвира Васильевна. Она работала зав. библиотекой в/ч в группе войск, находящихся в Германии, вернувшись в Союз работала преподавателем в г. Ровно (филиал Николаевского института культуры).
Наш институт закончила ее дочь и двое внуков. Вот такая получилась династия Соломиных. И студенты, и преподаватели обожали Эльвиру Васильевну не только за успехи в учебе, но и за прекрасные человеческие качества: доброту, отзывчивость, порядочность, обязательность. Она была очень жизнелюбива и, как жена командира части, привыкшая ко всем перепетиям жизни, никогда не унывала и всех поддерживала в трудную минуту. Боже упаси, чтобы сдав экзамен, она тут же ушла домой. Обязательно дождется, когда сдаст последняя студентка, а если кому не повезло, останется уговаривать преподавателя, объясняя неудачу. Прекрасную память о себе оставил этот добрейшей души человек.

Случаи на экзаменах

Студенты-заочники сдают государственный экзамен по Истории КПСС. Экзаменатор зав. каф. Истории КПСС Коронен Матвей Матвеевич (позднее работал консулом в Финляндии). Студентке Бобылевой Л.А (грузинке), как назло попадается билет с вопросом "Ликвидация последствий культа личности Сталина". Как она начала бойко расписывать что сделано Сталиным! И коллективизация, и индустриализация, и, благодаря его мудрого руководства победа в Великой Отечественной войне, и восстановление народного хозяйства в послевоенные годы и т.д. и т.д. Зная, что при бойком ответе экзаменаторы часто останавливают студентов, говоря "достаточно", она с надеждой ждет и спрашивает:"Продолжать дальше?". "Да, продолжайте", - говорит Коронен. И вялым, мямлякающим тихим голосом продолжает:"Конечно... как у всех у него были недостатки. Но я их не знаю или не помню...". При обсуждении оценок члены комиссии добродушно посмеялись: "Ну что возьмешь, грузинка!" Оценку она получила положительную, все-таки, староста группы.

Студентка Красина Лиана (Цивцивадзе) сдает экзамен преподавателю Теплову Д.Ю. Пришла в модной блузке, на которой пуговицы через каждый сантиметр. Волнуется очень, экзаменатор строгий и предмет нелегкий. В аудитории жарко. Открыли окно. Лиана то ли от жары, то ли от волнения, начинает механически расстегивать пуговицы на блузке. Когда дошла до нижней, члены комиссии уставились на прекрасные части тела и заулыбались. Теплов, выслушав наполовину ответ, посоветовал застегнуть блузку и отпустил Лиану. Мы вспомнили об этом эпизоде, когда, спустя почти 30 лет встретились в Тбилиси, куда летала по праздничной путевке. Она, русская женщина, всю жизнь прожившая в Грузии и познавшая местные законы и обычаи, с ужасом вспоминала сдачу экзамена в блузке с многочисленными пуговками.Об этом она не рассказывала мужу-ревнивцу грузину.

На время экзаменационных сессий студентов-заочников расселяли в разных местах. Более всего помещалось в помещении нынешнего актового зала (113 раскладушек). Мужчин направляли или на Басков пер. или на Ланское шоссе. Заведовал этим хозяйством комендант здания Петр Степанович (фамилию не помню). С некоторым опозданием на сессию приезжает беременная студентка из г. Улан-Удэ. Находясь по служебным делам в главном здании на Дворцовой наб., д. 2, обращаюсь к мужчине, думая, что это комендант и умоляю оказать содействие в устройстве беременной студентки. Выслушав меня, мужчина отвел меня в сторону, попросил говорить потише и переспросил:
"Из Улан-Удэ, говорите, беременная? Что же делать?".
"Ну вы же комендант, вам проще договориться с другими комендантами общежитий".
"Да я не комендант, - обрадовался он. Я зав. кафедрой технической литературы. Моя фамилия Мохов И.А."
Студентку мы, конечно, устроили. Когда об этом рассказала методистам, они чуть со стульев не свалились от хохота. Оказывается, Иван Андреевич Мохов и еще несколько человек были откомандированы на год в Улан-Удэ для создания нового библиотечного института и, видимо, за ним имелись некоторые грешки... Вот потому он и был напуган моей просьбой. А внешне они были похожи с комендантом. Такая путаница и партбилета могла стоить.

Жульничество

Надо заметить, что среди студентов оказывались и не совсем добросовестные.
Так, для допуска на экзамен, должна выполняться домашняя контрольная работа по предмету. Для этого осуществлялся строгий учет по журналу, наличие положительной рецензии от преподавателя.
Инцидент произошел со студенткой из г. Ленинакан Амазаспян Фридой, которая со слезами и клятвами доказывала, что ею высылалась контрольная работа и, что, вероятно она затерялась или на почте или у меня. Одним словом, контрольная работа не нашлась и я вынуждена была написать ведущему преподавателю объяснение в том, что работа потеряна мною. К экзаменам ее допустили и оценку поставили "удовлетворительно". Потом студенты рассказывали, как Амазаспян со смехом хвасталась, как она "здорово провела Галину", т.е. меня. На заключительном собрании предупредила студентов, чтобы сохраняли квитанции о почтовых отправлениях.

Были случаи и воровства. Их тоже раскрыли, найдя у студенток-воровок квитанции об отправке посылок домой с крадеными вещами. К счастью, такие явления наблюдались редко.

Сделав два выпуска и перейдя на педагогическую работу, приходилось сталкиваться с различными студенческими ситуациями. В разборке участвовала и как работник деканата, и как член группы народного контроля, и как член суда студенческой чести, и как куратор учебной группы.

Иностранцы

В 60-70 годы в институте училось много студентов-иностранцев. Это были представители всех стран социалистического лагеря, китайцы, вьетнамцы, арабы, африканцы (как говорили из слаборазвитых стран). Были аспиранты, защитившие диссертации (Чили, Швеция и др.). Деканом факультета иностранных студентов была и поныне является Москаленко Лариса Петровна.
Иногородние студенты, проживающие в общежитии по Ланскому шоссе, д. 9 не соглашались проживать в одной комнате с вьетнамцами, объясняя различными причинами. Россия - щедрая душа.
Как принято в студенческой среде делиться содержимым посылок от родителей или чем-то купленным? Все на общий стол и никакого дележа. Вьетнамцы, как говорили студенты, патологически жадные. Ночью под одеялом грызут что-то чтобы не делиться ни с кем. В магазине могут покупать одну морковку или одно яйцо. Часто готовят селедку в молоке, вареные яйца у них почему-то черные и т.д. Мы объясняли, как могли, что это не жадность, а экономия, бережливость и тем не менее студентов вселяли с ними только под нажимом, убеждая, что это комсомольское поручение и что это вызвано необходимостью освоения русского языка.
И все-таки интернационализм был недолгим. Через 5-6 месяцев студентов меняли, давая комсомольское поручение следующим.
Была свидетельницей того, как защитивший кандидатскую диссертацию вьетнамец, устроил на кафедре так называемый банкет. Мы, преподаватели, сами "скинулись" на памятный подарок и прощальный десерт. После чаепития вьетнамцы собрали со стола оставшееся, попрощались и уехали. Через несколько минут возвращаются. Оказывается, забыли взять остатки вьетнамского чая. За ним и вернулись. Мы, конечно, были ошарашены. Тем более чая было грамм 10, не больше. Вьетнамцы, в свою очередь, удивлялись, как это можно покупать целую сумку апельсинов или нести несколько ячеек яиц? (Апельсины тогда стоили 1.40 за кг, яйца - 90 коп. десяток).

Принимаю экзамен у студента из Конго. Вопрос в билете "Роль научно-технических библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся" (Постановление 1974 г.). Что может знать конголезец о постановлении и коммунистическом воспитании? Первый аргумент : "Я плохо говорю по-русски". Затем начинает рассказывать о своей бедной стране и семье. "Мои родители бедны. У них только небольшой мыловаренный заводик. За мою учебу надо платить. Летом подрабатываю в Швеции и т.д.". Жалко бедного студента из Конго. Поставила "удовлетворительно".

Но были и наглые студенты. Один из них никак не мог сдать экзамен по Диалектическому материализму доценту Пономаревой Н. Вначале он третировал какими-то угрозами, а потом прижал Пономареву Н. к стене и потребовал поставить оценку, тряся перед ее носом зачетной книжкой и матерясь по-русски.

В приемной ректора студенты-иностранцы устроили молчаливую забастовку. Ректор, придя на работу и увидев молчаливо сидящих студентов, попросил секретаря объяснить, в чем дело.
"Да вот, таким образом хотят выразить недовольство режимом проживания в общежитии, где запрещено пребывание гостей после 23-х часов. А они хотят приводить на ночь девушек."
Что тут стало с ректором! "А, они хотят сделать из моего общежития публичный дом, едва спустившись с пальмы? Этому не бывать! Сейчас же заставлю декана обзвонить посольства и выгнать к чертовой матери этих, из недоразвитых стран!".
Студенты, понурив головы, покинули приемную ректора.

На суде студенческой чести разбирался и другой инцидент.
Две девушки, выйдя из душа в общежитии, увидели в раздевалке одинаковые импортные трусики. Стали выяснять друг у друга - откуда? Выяснили, что подарил трусики и той, и другой, студент из Эфиопии. Понятно, за какие услуги. Девушки сцепились, завязалась драка. Пришлось опять разбираться декану Москаленко Л.П. Выходя из аудитории, она только тихо промолвила "Эпиоп...твою мать".

Рассматривался на суде студенческой чести и случай со студенткой из г.Целинограда казашкой Ким Л., которая родила черного ребенка. Она заявила, что домой никогда не поедет, т.к. за рождение черного ребенка ее убьет отец и общаться с семьей никто не станет. Собрали комиссию с целью установления отцовства. Кто? Какие только меры не принимали члены комиссии, но Ким Л. наотрез отказалась назвать отца. Сокурсники объяснили, что она и не назовет, т.к. сама не знает от кого ребенок, а черных студентов-иностранцев полным полно. Попробуй определи. Оставалось вызвать родителей, чтобы забрали дочку домой. Назначили даже психолога для их предварительной обработки. Конечно без истерик и обмороков не обошлось, но девочку все-таки они вынуждены были забрать. Последний курс она заканчивала на заочном отделении.

Практика

Работая зам. декана по всем видам практик (ознакомительная, по фондам и каталогам, библиотечно-библиографическая производственная, выездная комплексная, преддипломная), часто приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями и разбираться в них.
Группа студенток захотели поехать на выездную практику в Областную Мурманскую библиотеку. По секрету сказали, что мечтают познакомиться с военными моряками. Авось и мужей найдем. Директор Областной библиотеки определила место проживания - общежитие местного ПТУ. Студентки подобрались хорошие, со знанием языка, в основном, ленинградки. Спустя неделю, после отъезда руководителя практики от института, раздается звонок из Мурманска. Директор просит немедленно отозвать с места практики студенток.
"В чем дело?" - спрашиваю.
"А дело в том, что ваши студентки общежитие ПТУ превратили в бардак. На практику ходят через пень-колоду, гуляют с моряками, визжат и ночами крутят музыку. Директор ПТУ и комендант общежития не знают, как справиться с вашими студентами. Они пагубно влияют на учащихся ПТУ. А моряки, когда их не пропускают поздно, лезут в комнаты по веревкам или простыням."
Такой группы у нас еще никогда не было. Пришлось отозвать студентов и перенаправить в другие библиотеки, но практика, по-существу, была сорвана.

Другая рекламация связана с пожаром в гостинице "Россия" в Москве.
Обычно, в Москву направляла только тех студентов, у кого имеется место для проживания, т.к. московские библиотеки - базы практики никогда не предоставляли жилье. А тут объявились желающие поехать в Центральную научно-техническую библиотеку тяжелой промышленности (ЦНТБ тяжмаш), заверив, что у них есть родственники в Москве и в жилье они не нуждаются. Их пожелание было удовлетворено. Каково же было удивление, когда представители органов пришли выяснять, каким образом оказались наши студентки в гостинице "Россия" в момент пожара. Выяснилось, что им попросту хотелось погулять на свободе, подальше от родительских глаз и сокурсников. Родители были довольно обеспечены и какие-то покровители помогли устроиться в элитную гостиницу. Все бы ничего, но дежурные жаловались на поведение постояльцев, у которых ежедневно были гости, в номере курили, из щелей валил дым и т.д. В конечном итоге было установлено, что наши студентки не имеют никакого отношения к пожару, но резонанс в институте был не из приятных.
В это же самое время в гостинице находились и двое наших сотрудников: зав. каф. Соломоник А.Г и Генкин Д. Как они рассказывали, во время пожара им пришлось спускаться на связанных простынях, благо этаж был невысокий.

Не составляло труда сформировать на практику группу в Республиканскую научно-техническую библиотеку (РНТБ) г.Риги. На проживание (6 недель) студентов устраивали в общежитие Рижского политехнического института, благо он находился рядом. Директор библиотеки Папендик Б.Э. кроме программы практики, составляла и культурную программу. Студенты посещали Домский Собор, Русский драматический театр, кафе "Вей, ветерок", посещали музеи, пригороды, кладбище Яна Райниса, удивляясь, что на кладбище нет оградок, скамеек. Только короткие стелющиеся растения. Возили на автобусе в Саласпилс и другие места. Как потом рассказывали студенты, у них тоже была мысль познакомиться в Риге с моряками или с местными жителями, а может и устроить личную жизнь. На работе общение было прекрасным. Сотрудники помогали студентам во всем, были любезны и доброжелательны. Вместе отмечали какие-то события, праздники. Студенты приносили цветы, угощения, но как не старались, никто и никогда не приглашал их домой. Онипоняли, что латыши живут особыми кланами и в свой клан не допускают никого. Одной студентке все же удалось остаться после выпуска в Риге. Ей посчастливилось познакомиться с кем-то из местных (фам.Мельтрейгер).

По государственному распределению направила несколько человек в Псковскую область. Явиться они должны поначалу в Управление культуры. Затем распределялись по библио
текам Псковской области. Местные оставались в Пскове или Пушкинских горах. Звонок из управления культуры.
"Извините, но хочу знать, кого вы направили к нам на работу?".
"Тех, кто пожелал поехать к вам", - отвечаю.
"Одного выпускника заберите немедленно. Он явился в управление культуры в запорожских штанах, цепляясь за все, что попадало по пути. Голова - алюминиевые патлы и здоровенный крест на груди. И такой, с позволения сказать, специалист должен нести культуру в массы?". Неуверенным голосом стала объяснять, что Псковщина - православный край и может крест того... привлечет верующих".
"Пусть привлекает в другой местности, а мы в таких работниках культуры не нуждаемся".
Это не было рекламацией, студент талантливый и без работы не остался, но проводя собрания по распределению, советовала обращать внимание на внешний вид. По одежке встречают.

Дальше
Главная  Содержание  Люди 


Hosted by uCoz