Главная  Содержание  Родня  Оккупация  Эвакуация  Освобождение  3 дивизия  Возвращение  В Волхове  Еда   В школу  Школьные годы...  Тетя Тася  В няньках  Юность  Замуж  Псковская  Сыктывкар  Уборщица  НИИ педагогики  Тисколово  Лаборант  Вечерняя школа.  Институт.  На Кавказе  Струев А.И.  В институте и дома  Дипломы  Литва  Чехословакия  Кооператив  Студенты  В институте  Николай  Учебная часть  Практика  ЛМЗ Киров, Калининград  Аспирантура  Соловьев-Седой  Люди и события  Совхоз  Курганский  Болезнь  Одесса  Тбилиси и другие  Порошин  Размышления  Имена












вход в школу











характеристика за 2й класс







школьный класс



характеристика за 3й класс


 

Школа

Учителя

В 1946 году я пошла в школу №2г. Волхова-2. Директором школы был Крутов Юрий (отчество не помню).
Первой школьной учительницей была Разгуляева Тамара Николаевна. У нее был маленький ребенок. Жили мы рядом. Иногда Тамара Николаевна приглашала меня к себе домой, а иногда просила помочь поднести портфель с тетрадками. Это были счастливые часы! Учительница приглашала меня домой. Я нянчилась с ее ребеночком, помогала разложить тетрадки по алфавиту. А иногда Тамара Николаевна просила найти ошибки в работах учеников. Заканчивалось мое посещение тем, что Тамара Николаевна давала мне кусочек хлеба, или сушку, или чай. Сама она жила, как и все учителя очень скромно, если не сказать бедно. Дети, ученики ее любили. Это был образец доброты и терпения. О жизни и семьях учеников она знала все, и помогала, чем могла.
Учителя были очень дружны между собой. Это было заметно даже нам, маленьким детям. Может, это отразилось и на наших взаимоотношениях между собой.
Родительские собрания проводились очень редко, никаких "выволочек" за учебу и поведение детей не было. Моя мать на родительские собрания никогда не ходила, учебой детей не интересовалась.
Тамара Николаевна учила нас 2 года, затем она умерла и ее ребенка взяла на воспитание ее подруга - Клавдия Ивановна (фамилии не помню). Тогда такие поступки были не редкость, люди были добры, да и документов собирать не надо было. Клавдия Ивановна была одинокой, жила тоже более чем скромно. Помогала школа, чем могла.
Более всего запомнилась учительница русского языка и литературы Соина Нина Аполлоновна. Нина Аполлоновна обладала огромными знаниями. Несмотря на то, что по школьной программе мы не изучали Есенина, Блока, Ахматову, Брюсова и многих других, Нина Аполлоновна как бы вскользь упоминала о них, и кто любил литературу пытались добыть что-нибудь для дополнительного чтения. В школьной библиотеке такой литературы не было. Проходя между рядами парт, Нина Аполлоновна останавливалась возле кого-нибудь, клала руку на плечо или на голову. Чаще это доставалось мне, так как я прежде других наперед прочитала Родную речь...
Часто я знала ответы на вопросы, но Нина Аполлоновна прикладывала палец к губам, давая мне знак, чтобы я не проговорилась.
Из-за заикания к доске меня почти не вызывали, давали вопрос, на который я отвечала письменно... Иногда новые учителя вызывали меня к доске. Вот была радость у учеников, ведь больше никого спросить не успеют.
Учителем математики была Зоя Васильевна Постникова (потом Мейер). Пока мы на перемене водили хороводы, Зоя Васильевна рисовала на доске всякие математические фигуры, формулы, задачи. Строга она была необычайно. Во время урока в классе не было ни звука.

Запомнился учитель географии и его задания: показать Гану, Гвиану, Гвинею, Гавану и так далее. Запомнилась учительница ботаники. Она заложила школьный сад-огород. Там выращивали цветы, зелень, картошку. Все это отдавали самым нуждающимся детям. Однажды захотелось выкопать немного молодой картошки. Возле забора бегала маленькая собачка. Пока я перелезала в сад и копала картошку, она молчала. А когда я полезла назад, она укусила меня за ногу. След от укуса остался на память - не бери чужое. Закончилась история больницей и уколами.

Игры

Любимыми играми после войны были:
- Лапта(игра с мячом) Рядом с бараком был пустырь, на котором играли. Надо было точно и сильно бить, быстро бегать.
- Пристенок(играли пробками)
- Чижик(чижика делали из деревяшек)
- Штандер( с мячом)
- Пендель(игра с мячом одной ногой)
- Прятки
- Жмурки
- Фанты. Конфетных фантиков не было. Рисовали сами.

Цветы:
Я садовником родился, на все цветы рассердился, кроме...
Назывался какой-нибудь цветок...
Кто-то откликался: "Ой!"
"Что с тобой?"
"Я садовником родился...." и т.д.
по кругу без конца.

Считалки

Энике, бенике, си колеса,
Энике-бенике, ба!

Экэты-бэкэты,
кукыты-макэты,
экс, бэкс, пали,
пук, наур.

Гоп, цоп,
цайду брайду риту,
Марайду брайду риту
Мацики брики риту
Малайда.

Хоровод

Каждая строка хоровода повторяется дважды. Принимали участие и мальчики идевочки из любого класса. По времени хоровод укладывался в перемену. В это время проветривался класс, а учителя готовили наглядные пособия, рисовали формулы на доске - взависимости от предмета.

Когда-то и где-то жил царь молодой
Когда-то и где-то жил царь молодой

Имел он двух дочек но разных сортов
Имел он двух дочек но разных сортов

Старшая дочка злодейка была
Старшая дочка злодейка была

А младшая рочка как роза цвела
А младшая рочка как роза цвела

СтАршая мЕньшую хотела погубить
СтАршая мЕньшую хотела погубить  (замахивается на младшую)

Пойдем, пойдем, сестрица, пойдем, родимая
Пойдем, пойдем, сестрица, пойдем, родимая  (Берет за руку)

Пойдем и посмотрим, как волны шумят
Пойдем и посмотрим, как волны шумят   (Все изображают волны)

СтАршая мЕньшую столкнула с бережка
СтАршая мЕньшую столкнула с бережка  (Толкает младшую, та падает на колени)

Спаси, спаси, сестрица, спаси, родимая
Спаси, спаси, сестрица, спаси, родимая  (складыват руки в мольбе)

Отдам тебе и кольца, отдам и жениха
Отдам тебе и кольца, отдам и жениха  (делает движение, как бы снимая кольцо)

Не надо мне кольца, не надо жениха
Не надо мне кольца, не надо жених  (делает отвергающий жест)

Когда ты утонешь, то все будет мое
Когда ты утонешь, то все будет мое

Наутро рыболовы поймали царску дочь
Наутро рыболовы поймали царску дочь  (вытягивают невод)

И думали гадали, что сделать из нее
И думали гадали, что сделать из нее

Мы сделали гитару с ее белых костей
Мы сделали гитару с ее белых костей

Натянем мы струны с ее златых волос
Натянем мы струны с ее златых волос

От первого удара струна оборвалась
От первого удара струна оборвалась

От втОрого удара царь-батюшка пришел
От втОрого удара царь-батюшка пришел

От третьего удара царица-мать пришла
От третьего удара царица-мать пришла

С четвертого удара убили старшу дочь
С четвертого удара убили старшу дочь

А с пятого удара воскресла младша дочь
А с пятого удара воскресла младша дочь  (все радуются)

Девочки не хотели быть старшей дочерью-злодейкой, поэтому начинались споры: А я вчера была! Почему опять я?

Школьную форму тогда не носили, каждый приходил в чем мог. Моя одежда постоянно была с чужого плеча, обувка тоже. Учебников, тетрадей, бумаги, чернил, ручек тоже не было. Писали на газетах, носили с собой чернильницы- непроливайки, ручки были перьевые, которые назывались Рондо. (Чернильницы носили в специальных мешочках на веревочках). Была дисциплина "Чистописание". Поэтому у многих вырабатывался красивый каллиграфический почерк. На этом уроке говорили, что расписываться закорючками неправильно, надо расписываться четко, без каракуль...
Учебники распределяли так: на один учебник 2-3 ученика. Чтобы получить учебники на следующий год, сдавали старые, и боже упаси, чтобы в учебнике были каракули, вырванные страницы или другие изъяны. Мы очень бережно относились к учебникам и оборачивали их газетой.

Жихарка

Наступила зима. Пока не было сильных морозов, ходила в школу босиком. Главным стимулов было то, что в школе давали булочку и чай. От предвкушения этой булочки ноги не чувствовали холода. Приходилось зарабатывать кусок хлеба и другим путем. У меня была школьная кличка "Жихарка". Физически слабые дети, не умевшие постоять за себя, просили меня: "Жихарка, пристращай (или побей) того-то". Просили защиты, обещая отдать свою еду. Я это делала, и в физическом плане меня боялись.
В школе была даже угроза:"Попробуй, тронь, Жихарке скажу!"
Помню, била Савельеву Иру, подождав после урока и ударив по спине драным портфелем. Потом мы стали подругами.
Но чаще было другое: родители просили меня сделать уроки за их детей. За это подкармливали меня, а то и домой дадут что-нибудь. В те годы еще существовали ордера на одежду (карточки). Некоторым удавалось получить американскую помощь. Помню, за хорошую учебу, поведение мне было поощрение - школа дала ордер на пальтишко, в другой раз на обувку, сандалии 40 размера.

Дрова

С дровами было не лучше, чем с хлебом. Мать собирала, где могла, всякий хлам: тряпье, галоши, куски резины и запихивала все это в плиту и топила. Дым и вонь шли по всему бараку, но никто не жаловался, поскольку все так поступали. Город был разбомблен, валялись кирпичи, железки, а дерева сыскать было невозможно.
Мать затопила печь этой дрянью. Мы лежим с братом под какими-то лохмотьями, в саже, черные, грязные и голодные. Вдруг приходит учитель физики - классный руководитель Петр Петрович (фамилии не помню).
Он стал беседовать с матерью, которая его никогда не видела. Говорит: Евдокия Федоровна..." А мать никто никогда так не называл. "Девочка очень способная, ей обязательно надо учиться". Мать за словом в карман не полезла. Говорит: "Пошли вы все на х... Вот сейчас закрою заслонку плиты и пусть они все угорают, и я с ними".
Мы с братом забрались под лохмотья, а я сгорала от стыда за мать. И вот происходит чудо, которое не забуду никогда. Через некоторое время возле нашего барака останавливается грузовик с дровами. Весь барак высыпал посмотреть, что за чудо происходит. Дрова были напиленные, только что не наколотые. Выстроился цепочкой весь класс во главе с Петром Петровичем и стали разгружать грузовик. У нас был маленький сарайчик со всяким ненужным хламом, туда и таскали чурбаки. И мы воспряли духом, что наконец получили тепло, хотя невозможно было натопить дырявую комнату. По ночам мы по очереди стерегли дрова, чтобы не украли, ведь дрова были не менее дороги, чем хлеб.
После такого подарка пропускать уроки было стыдно. Не помню, каким образом появилась какая-то обувка и я стала продолжать учебу.

Разбогатеть...

Почти все семьи, живущие в бараке, имели маленькие сарайчики (сарайки) в которых хранили всякий хлам. Сарайки не закрывались, охраняли только дрова. В некоторых семьях держали кур, на ночь уносили их в комнаты. Мать захотела всех переплюнуть и завела двух уток. Это был ужас. Мы, дети, отдавали свою еду уткам, чтобы они скорее потолстели и тогда у нас будет мясо. Но утки хирели прямо на глазах и наконец сдохли от голода. Были наши детские слезы и материнский мат-перемат.

Не хуже других

Однажды кто-то принес нам баночку с вареньем. Мать намазала вареньем по куску хлеба мне с братом и велела сидеть на крыльце, чтобы все видели, что и мы не лыком шиты, и чтобы ели медленно, тогда побольше соседей увидит, что у Дуси дети едят хлеб с вареньем. Брат был хитрее, съел хлеб сразу, а я стала откусывать по маленькому кусочку. Вдруг сзади подкрался петух, клюнул в хлеб, кусок упал прямо в грязь. Я в рев. Выбежала мать и закричала:"Ну что за е.... почереп и череп пополам!"

Школьные таланты

В нашем классе было много талантов. Была своя балерина Ядвига Егорушкина, гимнастка (делала мостик и шпагат) - Галя Будкина, свой математик - Алехин. Когда учитель давал задачку, он первым решал ее да еще в нескольких вариантах. Весь класс списывал решение, потому он и делал несколько вариантов, чтобы были разные решения. Если арифметика была последним уроком, то Алехина отпускали домой до окончания урока, чтобы у него не списал весь класс. Был свой знаток русского языка - Васенькина (имя не помню), своя певица - это я. Были ученики и с другими талантами.

В пионеры

Очень серьезно и торжественно принимали в пионеры. Для поступления изучали биографии Павлика Морозова, читали Гайдара, Катаева и др. В день рождения пионерской организации 19 мая мы ходили в лес, собирали много черемухи (она в то время цвела) украшали букетами всю школу, классы. От тяжелого духа черемухи потом долго у всех болела голова, а школе долго держался запах. В буфете обязательно что-то готовили на это торжество, давали или булочку, или чай с хлебом.

Попытка избавится от заикания

Заикание не было врожденным. Оно было приобретено от страха, когда немцы бомбили эшелон, увозящий нас в эвакуацию. Как у многих заик, у меня был музыкальный слух. В школе я пела. Однажды, прочитав в каком-то сборнике Стихотворение о Сталине, оно мне очень понравилось, показалось музыкальным. Мне казалось, что стихотворение можно петь. Очень захотелось прочитать его на каком-нибудь школьном вечере. Своими мыслями поделилась с учительницей Ниной Аполлоновной. Она пыталась отговорить меня, объясняя, что дети будут смеяться над моим заиканием. Но желание было непреодолимым.

Стихи (не помню все)

Кто имя смело начертал
На каменной скале
Над крутизной отвесной
Над грудами многоэтажных скал
Пока еще народу неизвестно

Глядит на город гордая скала
А горный воздух по утрам хрустален
И только в небе разойдется мгла
На склоне выступает имя "Сталин"!

Стереть ее не мог наемный страж
Дерзнет ли он вскарабкаться на кручи

сталинПрочитала эти стихи, беря дыхание там, где бы это сделали певцы. Искреннее желание выразить любовь к Сталину сделали чудо: стихотворение прочитала на одном дыхании. Дети не смеялись, наоборот - стали говорить: "Да она притворяется, чтобы не вызывали к доске!" Для меня же это была первая попытка проявить силу воли и высказать свои чувства и любовь к Сталину.

Оставить отзыв

Дальше
Главная  Содержание  Имена 


Hosted by uCoz